Страсти вокруг дуба

Экстрасенсы предсказывают: с гибелью единственной живой ветки Запорожского дуба Украина потеряет последнюю связь с Космосом


Дмитрий БРОВКИН 

ФОТО ДМИТРИЯ БРОВКИНА 
ИЗ ТЫСЯЧИ ВЕТОК ЖИВАЯ — ОДНА 
ФОТО ДМИТРИЯ БРОВКИНА 
ЗАПОРОЖСКИЙ ДУБ ПОМНИТ НАСТОЯЩИХ КАЗАКОВ 

ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

Запорожский дуб на протяжении веков был местом паломничества миллионов людей. Точный его возраст сегодня никто не знает. Семисотлетним его называют, как минимум, последние сто лет. Ученые предполагают, что истинный его возраст превышает девять веков. Самые ранние, наиболее достоверные сведения о культовом поклонении священному дубу содержатся в работе летописца десятого века нашей эры Константина Багрянородного. Современные археологические исследования подтверждают факты, изложенные в древней рукописи. Территории Порогов, Нижнего Днепра, Приазовья-Лукоморья были колыбелью формирования огромного количества этносов и культур, центром создания индоевропейской общности. Арамейцы, иранцы, тюркцы, протоболгары, сербы, хорваты, венгры, хазары, половцы — вот далеко не полный перечень народов, которые селились вокруг чудо-дерева. Один из основных специалистов в семантике индоевропейских мифов и символов Владимир Топоров связывает с Запорожским дубом общеиндоевропейскую мысль о «Мировом Древе» и «Мировой Горе» (Дуб, по его мнению, произрастает именно на краю Украинского кристаллического щита, который характеризуют массовые живописные выходы гранитов). Согласно древним писаниям, Мировое Древо является центром мира или Мировой Осью. Существует множество легенд, свидетельствующих о том, что боги слали с небес благословение на победу, дарили местным землям обилие влаги, щедрые урожаи. Дуб исцелял больных, одаривал миром и благополучием семьи в годы Великой Отечественной войны. Адольф Гитлер приказал распилить и вывезти Дуб в Германию, как символ победы арийского духа над славянским. Но дуб устоял.

КАКОВЫ ПРИЧИНЫ ГИБЕЛИ ЗАПОРОЖСКОГО ДУБА?

Выяснением причин усыхания Запорожского дуба серьезно никто не занимался. Попытки ученых заручиться финансовой поддержкой властей, директорского корпуса в проведении комплексного научного исследования, установления точного диагноза и мер, которые могли бы спасти дерево, оказались тщетными. К умиранию святыни отнеслись спокойно. Энтузиастов — краеведов, которые днями и ночами обивали пороги горисполкома и облгосадминистрации, чиновники воспринимали не иначе, как чудаков, назойливых мух. «Умирает, что ж — ничто не вечно на земле, — говорили им. — Зачем тратить бюджетные деньги на бессмысленную возню с гибнущим деревом?!».

На сегодняшний день бытует несколько версий его усыхания. Первая — возраст. Однако, ученые сомневаются в ее истинности. Если верить свидетельствам все того же Константина Багрянородного, на острове Святого Григория (Хортице) благополучно произрастали и более древние дубы. Возраст одного из них составляет 1200 лет. Вторая версия — участившиеся с появлением Днепровской гидроэлектростанции подъемы грунтовых вод. Впрочем, и эта версия ученым не по душе. С одной стороны, дуб — дерево, которое действительно не любит обилия влаги. Однако если бы этот фактор был основной причиной, Запорожский дуб усох бы в первые же годы после начала функционирования Днепровской плотины. В третью и четвертую версии специалисты верят охотнее. По их мнению, смерть дуба — прямое следствие отказа властей в проведении комплексного научного исследования. Энтузиасты решили действовать собственными силами. Установили дренажные системы и начали откачивать от корней лишнюю влагу. Не учли одного. Дуб, по мнению ученых, вполне адаптировался к рабочему циклу Днепрогеса. Однако новые капризы человека оказались для него роковыми. Кроме того, «народные целители» заливали в ствол дуба бетон, согласно рецептам древних, закапывали у его основания коровьи туши.

И, наконец, ученые не исключают возможности попадания в грунтовые воды нефтепродуктов. Однако истинность этой версии проверке не подвергалась.

МИСТИЧЕСКИЙ ВЫМЫСЕЛ ИЛИ НЕМИНУЕМЫЙ ЗАКОН КАРМЫ?

К 1995 году про Запорожский дуб, казалось, все забыли. К нему перестали ездить новобрачные, закрылся любимый ранее горожанами ресторан, заилилась протекающая неподалеку речушка Верхняя Хортица, с моста которой открывалась живописная панорама на символ украинского свободолюбия, наркоманы разбили лавочки, разгромили сквер. Одним словом — смерть. Но вдруг произошло то, что люди назвали чудом. Весной 1996 года одна ветка Запорожского дуба выбросила листву. О дереве вновь заговорили, однако уже языком мистики. Православные расценивают чудо, как свидетельство присутствия на земле милости живого Христа, невинно распятого за чужие грехи. Народные предсказатели, экстрасенсы и эзотерики видели в живой ветке на мертвом теле символ последней связи Украины с Космосом, шанс для ее граждан заслужить вселенское прощение. В частности, Анатолий Кашпировский предсказал, что усыхание ветки обернется для Украины непредсказуемыми последствиями.

ДАНЬ ПРОШЛОМУ НА ВЗАИМОВЫГОДНЫХ УСЛОВИЯХ С НАСТОЯЩИМ

Заручившись поддержкой местной власти, историк-краевед, член международной федерации журналистов Николай Михайлович Горошко и директор ООО «Сервис компани ЛТД» Сергей Солод сплотили вокруг идеи возрождения Запорожского дуба, как бесценного памятника национальной духовности и культуры, инициативную группу ученых. Регистрируется фонд «Запорожские святыни», объявляется о начале реализации грандиозного проекта по созданию фольклорно-историко- этнографического ландшафтного ансамбля «700-летний Запорожский дуб». Первый этап предусматривает восстановительные работы на прилегающей к дубу территории, музеефикации дерева. Идея нашла горячую поддержку у рядовых запорожцев. В считанные дни на счет Фонда поступило более 100 тыс. грн. Помощь пообещали школы, жители окрестных районов. Короче говоря, работа закипела. Тротуары засияли новой плиткой, речка Верхняя Хортица очищена от бытового мусора, отремонтирован мост и так далее. К музеефикации же самого дуба ученые приступать не спешат. По словам Николая Горошко, очередные эксперименты приведут уже к неисправимой беде. Вначале Фонд решил профинансировать работы киевских специалистов. Они должны провести тщательное исследование ствола и веток дерева (90% поверхности Запорожского дуба трухлое), изучить специфику микроорганизмов, разрушающих дерево, и на основе научных выводов составить рецепт антисептика и консерванта. На втором этапе за дело возьмется московская фирма «Дендрадоктор». Ее специалисты имеют огромный опыт работы по сохранению исторически значимых дубов. Они должны дать ответ, каким образом музеефицировать мертвую часть дуба и при этом не повредить живую ветку. «Данный этап — очень ответственный и рискованный, — делится с «Днем» Николай Горошко. — Случай с нашим дубом уникальный. Ранее подобную задачу не решал никто. На ветке — кора. На сколько можно к ней приблизиться при очитске омертвелых участков, в каком месте при консервации ствола нельзя использовать химсостав. Пока мы не получим убедительных ответов, работы не начнутся», — заверил он.

После окончания музеефикации дуба город приступит к строительству историко-этнографического ансамбля. Фонд «Запорожские святыни» объявил конкурс на лучший проект. Ансамбль должен гармонично объединять культурно-образовательные, исторические комплексы с торговыми объектами, кафе и рестораном. Приблизительная стоимость проекта — 1 млн. грн. Сумма немалая, однако Николай Горошко убежден — вложения окупятся сторицей как для горожан и гостей Запорожья, так и для бюджета.

НЕ ЗАЦИКЛИВАТЬСЯ НА КАЗАЧЕСТВЕ

На данном этапе в фонд «Запорожские святыни» поступило четыре концепции создания ансамбля. По мнению авторов, идея создания монумента «Запорожский дуб» не должна зацикливаться на увековечивании лишь казацкой культуры. «Во- первых, — делится с «Днем» один из авторов проекта, — на острове Хортица уже существуют объекты, связанные с историей Запорожского казачества. Музей национального заповедника «Хортица» располагает обширной и пополняющейся экспозицией. Культурный центр под тем же названием создает интересный проект, составной частью которого являются уже прославивший себя конный театр и создающийся музей судоходства, где будут представлены и казацкие суда. По-моему, может возникнуть нежелательное дублирование. К тому же оно не будет отражать исторические реалии, что непременно вызовет иронию в отношении искусственно созданной святыни», — подчеркнул он.

Запорожский дуб должен быть обрамлен триумфальной аркой — символом Космической Вертикали, Мирового Древа, Мировой Оси. Горизонтальным символом мироздания (временной спирали) послужит бронзовая дорожка, которая будет опоясывать дуб. На ней увековечат память всех эпох и народов, связанных с историей острова Хортица. Справа от дуба — деревянный идол Перуна, слева — Святого Григория. Кстати, автор проекта советует открывать монумент, а в дальнейшем и проводить основные мероприятия в Ильин день. Этим праздником православная церковь сознательно перекрывала языческие празднества в честь Перуна (или архаического Рода). Проектом также предусмотрены строительство галереи Гетманов Украины, православной церквушки (непонятно, правда, как уживутся на одной территории идеи христианства и язычества, однако фонд уже заручился благословением как Запорожского и Мелитопольского епископа УПЦ Московского патриархата Василия, так и Киевского патриархата — Григория). Также в планах — расширение русла Верхней Хортицы, создание искусственной заводи. С одной стороны. На ее водах будут проводиться театрализованные представления боевого искусства наших предков, с другой стороны, заводь послужит отстойником для подачи чистой воды к корням Запорожского дуба.

На территории также будет экспозиция, связанная с историей дубов острова Хортица. Координирует работу по созданию единого проекта комплекса киевский художник-монументалист Анатолий Гайдамака. Конкурс проектов продлится до ноября 2000 года.

№163 12.09.2000 «День»